Занятие 2. ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ «ДРАМАТУРГИИ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предыдущее занятие

Содержание занятия:

  1. Ключевой недостаток «Рейтинг-анализа» в том, что он очень хорошо решает задачи.
  2. «Драматургия событий и явлений» снимает ключевой недостаток «Рейтинг-анализа».
  3. Знакомство с понятием «драмконфликт».
  4. Понятие «трагического» и «истинно комического».
  5. Свернутая модель драматического конфликта.
  6. Развернутая модель драматического конфликта.

Цель занятия:

  • Научиться видеть драматический конфликт как свертку ситуации.
  • Научиться видеть систему в развитии.

Почему это надо:

Чтобы не попадать в трагические ситуации, когда делаешь хорошо, а получаешь плохо.

 

Вспомним еще раз ключевой момент: принципиальный недостаток «Рейтинг-анализа» не в том, что он плохой и не решает задачи, а наоборот, именно в том, что он позволяет очень хорошо решать задачи. Как только мы грамотно решаем некую задачу, мы попадаем в совершенно новую ситуацию, для работы, с которой у нас, по сути, нет никаких средств (они еще не наработаны). Попытка распутать комплекс возникших проблем с использованием «Рейтинг-анализа», вызывает появление еще большего количества задач еще более высокого уровня. Ситуация постепенно усложняется настолько, что становится совершенно неуправляемой и начинает «жить» по собственным, неподвластным нам законам. В лучшем случае нам удается вернуться в исходное состояние.

Это принципиальный, коренной недостаток «Рейтинг-анализа». Мы попадаем в ситуацию, которая называется драматургией – чем лучше я делаю, тем закономерно хуже у меня будет результат. Это довольно сложный момент, потому что обычно мышление человека  работает линейно: по тенденции, тенденциозно. Как правило, большинство людей полагает, что если нечто делаешь хорошо, то и результат должен быть хорошим. А как же иначе? Поэтому вначале пути по достижению поставленной цели вроде бы получается все хорошо, но затем вдруг начинают происходить всякие непонятные явления.

Объяснить эти явления, научиться предотвращать их, бороться с ними и даже обращать на пользу, то есть снять принципиальный недостаток «Рейтинг-анализа» и призван курс «Драматургия событий и явлений».

Что означает термин «драматургия»?

Все события, все сюжеты (не только художественных произведений, но и жизненные сюжеты, управление, развитие предприятия и проч.) мало того, что развиваются по одним и тем же сюжетным линиям (например, достижение, отважная попытка, соперничество, измена...), но они все развиваются по совершенно одинаковому принципу, а именно – по драматическому конфликту (драмконфликту).

Что такое драмконфликт?

Система стремится к определённым целям, опираясь на свое понимание ситуации, на свое понимание действующих факторов. Система решает задачу, получает хорошее, правильное решение и приступает к его осуществлению. НО! За счет того, что система своими действиями изменяет исходную ситуацию: новые (старые) условия (старые – это если что-то не учтено: думал, что все уже по-новому, а оказалось, что все еще по-старому), либо новые (старые) люди делают позицию системы неверной и приводят ее к анти-системе по целям.

Систему удобно представить, олицетворить определенным Героем. В качестве Героя может выступать не обязательно человек. Героем может быть любая структура, предприятие, фирма или функция. В таком случае драмконфликт примет следующий вид:

Герой стремится к определённым целям, опираясь на свое понимание средств их достижения. НО! Новые (или старые) условия (трагедия рока) и новые (или старые) люди, либо внутреннее нежелание Героя (трагедия характера) делает его позицию ошибочной, и приводят к обратному.

Это «трагический» драматический конфликт. 98% художественных произведений и вообще систем работают именно по такому принципу.

Еще 2% художественных произведений работают по принципу того, что Гегель назвал «истинно комическим». Что означает «истинно комическое»?

«Истинно комический», позитивный Герой искренне смеется над своими неудачами, понимая объективность собственных противоречий, и использует новые факторы как новый  ресурс становления. Он не занимается сладостным переживанием собственных неудач и ошибок, а продвигается вперед, используя новые факторы, как новый ресурс, и, в конечном итоге, выходит на «сверх-результат», так называемый «двойной плюс».

Пример. В. Шекспир, «Укрощение строптивой»: Героиня стремится регулировать условия своей жизни, а, главное, – жизни мужа. Но, новые условия – уже не совсем домострой, и новые люди – жизнерадостный и веселый муж, делают позицию героини ошибочной и приводят к полной противоположности: муж ее загоняет, как мышь в подполье. Вот он негатив: шла на утверждение собственной значимости, а получила… НО! Дальше начинается самое интересное. Новые условия – возможность женщине не быть рабыней, и новые люди – тот же самый муж, которому уже не нужна рабыня и дура, а которому нужен, вообще говоря, Человек, делают позицию героини вдвойне ошибочной и приводят к тому, чего героиня желала по сущности – быть достойным Человеком среди достойных Людей.

Это пример позитивного, «истинно комического» драмконфликта, и, соответственно, такого же позитивного развития событий.

Модель краткого (свернутого) драматического конфликта.

Модель краткого (свернутого) драматического конфликта можно представить следующим образом:

  1.

Герой, считающий себя  (Каким? Перечислить варианты).

(Самооценка, проявляющая мотивы Героя).

  2.

Движимый (Чем? Что Героя не устраивает? Что Героем движет или, что тоже самое,  «преодолевая что» развиваются события? Перечислить).

(Мотивы Героя).

  3.

Еще («уже» – в зависимости от конкретного случая) стремится

(К чему? Перечислить начальные цели Героя).

  4.

Опираясь на свое понимание средств достижения цели

(Каким образом? Перечислить начальные средства Героя).

  5.

НО!

а) новые  (старые)  условия:

  и

б) новые  (старые)  люди:

 

(Кто? Что? Перечислить «под действием чего» развиваются события или, что тоже самое, «преодолевая что» движется Герой).

  6.

Делают позицию Героя ошибочной и приводят его к

(К чему?  Перечислить анти-системы по начальным целям и средствам Героя).

  7.

НО!

а) новые (старые) условия: (указать)

  и

б) новые (старые) люди: (указать)

  8.

Делают позицию Героя вдвойне ошибочной и приводят его к желаемому по сущности: (указать)

Пример. Г. Ибсен «Кукольный дом», Нора.

1.

Нора, считающая себя заботливой и любящей женой и матерью,

2.

Движимая желанием спасти мужа от смертельной болезни,

3.

Еще стремится любыми способами добыть денег на лечение, защитив, не потревожив самолюбие мужа,

4.

Опираясь на свое понимание средств достижения цели – взять взаймы, утаив от мужа источник и способ получения денег (подделка поручительской подписи).

5.

НО!

б) старые люди: человек, одолживший Норе денег, начинает ее шантажировать, угрожая рассказать обо всем мужу,

и

а) новые условия: неумение жить под гнетом тайны и угрозой шантажа

6.

Делают позицию Норы ошибочной и приводят ее к невозможности утаить ее поступок от мужа, в результате чего:

– поступок Норы наносит смертельный удар по самолюбию мужа и вызывает его дикий гнев;

– отстранение Норы от функций жены и матери.

7.

НО!

Старые люди и новые условия: поведение мужа проявило формальность семейных отношений, когда ценятся только внешние проявления любви и добропорядочности (отношение к человеку как к вещи, как к кукле, как к носителю требуемых функций)

8.

Делают позицию Норы вдвойне ошибочной: Нора понимает, что не может представлять ценности формальный муж, формальная любовь, формальный дом, и это осознание приводят Нору к желаемому по сущности: она уходит от мужа и начинает жить самостоятельно, чтобы быть человеком (а не куклой) и жить по-человечески.

Тогда драматический конфликт, движущийся позитивный драматический конфликт условно можно представить в виде 3-х блоков «Рейтинг-анализа»:

«+»

«–»

«++»

Первый блок («+») – здесь мы, как бы, решаем задачу. Получаем замечательный результат и двигаемся вперёд.

Второй блок («–») – здесь мы смотрим и определяем новые ресурсы. Новые ресурсы – они  ни хорошие и ни плохие, но за счёт того, что мы не умеем с ними работать, всегда оказываются мешающими. Например, электричество. Оно ни хорошее и ни плохое. Но, если вы не имеете представления о том, что это такое, то вы можете засунуть в розетку гвоздик, искренне полагая, что так будет лучше. А если вы имеете представление об электричестве, то в розетку вы вставите что-нибудь более полезное и при этом не пострадаете. Таким образом, на втором блоке мы смотрим негатив и отрабатываем новые ресурсы.

Третий блок («++») – здесь на базе ресурсов негатива мы в состоянии пройти дальше и получить сверх-результат.

Всё вышеизложенное относится как к внешним ресурсам, т.е. к тому делу, которым мы занимаемся, так и к самому человеку.

Модель развернутого (3-х блочного) драматического конфликта.

Модель развернутого (3-х блочного) драматического конфликта можно представить следующим образом:

Первый блок («+»):

1.

Система.

2.

Перечислить цели системы.

3.

Перечислить движущие силы системы.

4.

Перечислить решения (средства), используемые системой (трансформация системы).

5.

Указать предполагаемый результат, соответствующий исходной цели.

 

Второй блок («–»):

6.

Трансформированная система в процессе использования решения (система’).

7.

Перечислить обновленные цели в процессе использования решения (цели’).

8.

Перечислить движущие силы трансформированной системы – скрытые движущие силы, возникающие в ходе использования решения.

9.

Перечислить реально действующие «решения» (средства) в рамках новых, скрытых движущих сил.

10.

Указать реальный результат, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ исходной цели.

Третий блок («++»):

11.

Трансформированная система, определяемая реальным результатом (система’’).

12.

Перечислить обновленные цели, определяемые реальным результатом (цели’’).

13.

Перечислить проявленные на реальном результате новые движущие силы.

14.

Перечислить решения (средства) по проявленным движущим силам, как по сверх-ресурсам.

15.

Указать сверх-результат, включающий достигнутую исходную цель.

Примечание.

Пункт 15 в модели развернутого (3-х блочного) драматического конфликта идентичен пункту 1. Имеем новую систему на более высоком уровне с новыми целями и движущими силами (новый виток спирали).

Пример. Г. Ибсен «Кукольный дом».

Первый блок:

1.

Система:

Нора, заботливая и любящая жена и мать – больной муж.

2.

Цели системы:

Спасти мужа от смертельной болезни. Укреплять семью.

3.

Движущие силы системы:

«+» лечение за границей может поставить мужа на ноги;

«–» нет денег на лечение за границей;

«–» лицо, у которого Нора может взять денег взаймы, пользуется весьма сомнительной репутацией;

«–» муж не знает, что его недуг так серьезен, а сказать ему об этом Нора не хочет;

«–» Нора не хочет задеть самолюбие мужа, его кристальную честность;

«–» отец Норы тоже смертельно болен и не может поставить свою подпись под поручительским документом на заем.

4.

Решения (средства), используемые системой (трансформация системы):

Нора решает взять деньги взаймы, подделав поручительскую подпись отца, и утаить от мужа источник и способ получения денег.

5.

Предполагаемый результат, соответствующий исходной цели:

Муж поправится и при этом ничего не узнает о поступке Норы.

 

Второй блок:

6.

Трансформированная система в процессе использования решения (система’):

Нора – поправившийся муж

7.

Обновленные цели в процессе использования решения (цели’):

Выплатить долг; скрыть эту историю от мужа.

8.

Движущие силы трансформированной системы – скрытые движущие силы, возникающие в ходе использования решения:

«–» кредитору Норы грозит увольнение (он работает на фирме мужа);

«–» Нора отказывается повлиять на мужа, чтобы спасти кредитора от увольнения;

«–» кредитор начинает шантажировать Нору, угрожает все рассказать мужу;

«+» подруга Норы может повлиять на кредитора;

«–» место кредитора уже предоставлено подруге Норы.

9.

Реально действующие «решения» (средства) в рамках новых, скрытых движущих сил:

Воззвать к милосердию кредитора; воспользоваться помощью подруги;

– надежда Норы, что даже если муж обо всем узнает, то простит ее (ведь все это она проделала ради него, ради спасения его жизни) и даже возьмет вину на себя (ведь он тоже так любит ее).

10.

Реальный результат, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ исходной цели:

 

Муж Норы обо всем узнает и впадает в ярость. Отстраняет Нору от контактов с детьми.

 

Третий блок:

11.

Трансформированная система, определяемая реальным результатом (система’’):

Нора – разъяренный муж.

12.

Обновленные цели, определяемые реальным результатом (цели’’):

Оправдаться, спасти положение.

13.

Проявленные на реальном результате новые движущие силы:

 

«+» кредитор готов забрать свое письмо и даже простить Норе остатки долга;

«–» подруга не разрешает ему забрать письмо, пока его не прочтет муж Норы.

14.

Решения (средства) по проявленным движущим силам, как по сверх-ресурсам:

 

– Кредитор приходит к мужу Норы и забирает свое письмо.

– Муж воспринимает это как спасение, он уже готов простить Нору: для него важно формальное благополучие – ведь если никто ни о чем не узнает, то пусть все остается по-старому;

– но Нору не устраивают такие формальные отношения, ей хочется настоящего, человеческого понимания, человеческих взаимоотношений.

15.

Сверх-результат, включающий достигнутую исходную цель:

 

Нора уходит, оставляя мужа и детей, чтобы разобраться в себе, стать Человеком, начать жить по-человечески.

Примечание.

В пунктах 3, 8 и 13 знаком «–» обозначены мешающие движущие силы, а знаком «+» – помогающие.

Резюме

Итак, суть драматического конфликта заключается в следующем: как только мы делаем что-то новое, мы попадаем в ситуацию, в которой никогда не были, и автоматически получаем массу всяких неприятностей. Но! Существуют два варианта дальнейшего развития событий.

Первый вариант: либо мы говорим: «Летай иль ползай – конец известен; плетью обуха не перешибешь, рожденный ползать...» и так далее и сладостно переживаем наши несчастья. Это трагический вариант развития.

Либо, второй вариант: мы используем эту новизну как ресурсы и продвигаемся дальше. Это, так называемое, «истинно комическое» (по Гегелю) развитие событий: «...комическому ... свойственна бесконечная благожелательность и уверенность в своем безусловном возвышении над собственным противоречием, а не печальное и горестное его переживание: блаженство и благонастроенность субъективности, которая, будучи уверена в самой себе, может перенести распад своих целей и их реальных воплощений» (А. Аникст, Теория драмы от Гегеля до Маркса, М., 1983, стр. 111).

Всем развивающимся системам свойственен драматизм. Причем сами по себе, если ничего не делать, системы в большинстве своем развиваются по трагическому драмконфликту. Наша задача: научиться выходить из трагизма в позитив, в то самое гегелевское «истинно комическое».

Чтобы приобрести элементарные практические навыки, предлагается самостоятельно построить драматический конфликт,  выполнив домашнее задание.

Домашнее задание № 2

Выбрать художественное произведение и описать его с помощью 3-х блочного развернутого драматического конфликта.

Следущее занятие